Из всех красот неба более остальных меня привлекают яркие водородные туманности. С годами это чувство прогрессировало и, поэтому во время последней поездки на Кавказ я занимался только фотосъемкой туманностей.
Прежде всего я сочинил концепцию - в течение всей поездки фотографировать только на черно белую пленку и подучиться наконец хитростям ее самостоятельной обработки. На протяжении полутора лет у меня в холодильнике хранилось пять заветных катушек пленки Kodak Technical Pan 2415. Именно эту пленку я и решил использовать. Сразу же скажу, что фотографирование в таком режиме, когда негатив проявляется сразу же после съемки и можно достаточно оперативно реагировать на различные ошибки и проблемы и является единственно правильным и оптимальным. Опыт получаемый при такой работе, на порядок больше, чем при стандартном режиме "две недели фотографии и проявка в минилабе", тем более что все стадии процесса могут быть скорректированы и "картинка в рамочке на стене", создается полностью самостоятельно.
Астрограф
В качестве астрографа я выбрал объектив киевского производства "АПО-Арсат", фокусным расстоянием 300 мм и светосилой 1:2,8. С этим объективом я общаюсь с 1997 года и уже получал множество фотографий. При съемке на стандартную цветную эмульсию (обычноKodak PJM или PJ) вокруг ярких звезд все- таки образовывались яркие ореолы и я в расстроенных чувствах уже собрался вывесить в Сети объявление о продаже ,но оказалось поспешил. Результаты полученные на мелкозернистой черно-белой пленке Кodak TechPan меня просто ошеломили. Объектив стал рисовать звезды менее 10 микрон, вполне на уровне камеры Шмидта! При таком качестве изображения, резко повысились требования к гидированию и точному выставлению полярной оси монтировки. Гидом служил 150 мм. менисковый Кассегрен, при увеличении 90х. Несмотря на такой мощный гид и неплохую монтировку измучился я сильно. Каждый из 18 часов чистого гидирования дался очень непросто. Ситуация осложнялась тем , что экваториальная головка была закреплена не на родной жесткой треноге, а на случайном куске железа и раскачивалась при неосторожном прикосновении. Также очень доставала дичь, которая выла всю ночь в ближней балке. Но тем не менее всего на 1негативе из 23 заметны ошибки гидирования, хотя и обидно, что именно этот негатив получен с экспозицией в 120 минут.
После первых экспериментов с новой пленкой я начал диафрагмировать объектив до светосилы 1:4 , для того , чтобы снизить абберации и выровнять плотность негатива по полю. При этом экспозиция составляла от 30 до 120 минут. Совершенно не представляя себе какой плотности негатива необходимо достигнуть я недодержал и недопроявил большинство кадров. Впоследствии оказалось что плотность фона должна быть гораздо выше, чем на аналогичном бытовом негативе, а мой лучший снимок оказался настолько плотным, что просвечивался только на фоне яркой лампы.
Пленка
Kodak Technical Pan 2415 оптимально подходит для астрофотографии в целом и особенно для фотографирования красных водородных туманностей. Эта эмульсия имеет повышенную чувствительность к красным лучам вплоть до длины волны 700 нм. Поэтому при фотографировании туманностей, излучающих до 90% энергии на длине волны 656,28 нм можно применять повышающий контраст красный фильтр. Применение красного фильтра имеет еще одно приятное последствие - так как объектив работает при этом в достаточно узком спектральном диапазоне, то на снимке не прорабатываются недостатки ахроматизации оптики.
Также к приятным отличиям ТР 2415 от можно отнести огромную разрешающую способность-320-400 лин/мм (!!!) и возможность проявления до практически любого коэффициента контрастности в зависимости от сорта проявителя и режима обработки. После двух недель экспериментов я могу сказать, что я восхищен этой пленкой и не хочу снимать на другие эмульсии.
Гиперсенсибилизация
Пленка Kodak TP 2415 для применения в астрономии нуждается в гиперсенсибилизации. Для этого я применял специальную вакуумную камеру импортного производства и русский замес форминг -газа, состоящий из 10% водорода и 90%азота. Пленка обрабатывалась при температуре 50° и давлении 12 фунтов на дюйм при 20°С (около 0,87 кг/см2, если я не ошибся с переводом единиц). Обработка продолжалась 18 часов. Возможно эти параметры и не являются оптимальными, но продолжительность гиперсенсибилизации меньше суток очень удобна, так как позволяет работать в удобном режиме наблюдений. При сокращении времени выдерживания в форминг- газе до 15 часов, чувствительность неприятно сократилась и на этом я решил прекратить эксперименты. В процессе наблюдений, после гиперсенсибилизации пленка находилась на воздухе, только 8 часов в сутки при экспонировании в фотоаппарате. После этого отснятый кусок обрезался и проявлялся, а остальная катушка помещалась в разреженный форминг при комнатной температуре. В течении 8 дней такого режима жизни пленки падения чувствительности я не заметил.
Проявление
Проявителем служил хитрый раствор, который я назвал "Двойной коктейль Чибисова", то есть стандартный проявитель Чибисова русского производства ( стандартный ? 1) в двойной, либо 5/3 концентрации. Этот раствор наиболее близок по составу к проявителю D- 19. Хотя производители рекомендуют применять его для обработки фотобумаг, в комбинации с Kodak 2415 он показал отличные свойства. При таком сочетании режима гиперсенсибилизации и проявления пленка показала чувствительность, аналогичную пленке 600-1000 единиц.
В процессе проявления возникли проблемы, решить которые полностью я не смог. На многих негативах заметны неравномерности проявления и непроявленные точечные участки от пузырьков воздуха, прилипших к эмульсии, хотя я сильно стучал и крутил бачок во время проявки. Такие мелкие дефекты стали заметны только при проекционной печати, поэтому пришлось с ними мириться, но для следующих работ я буду применять предварительное смачивание эмульсии перед проявлением и, мне кажется, это должно решить проблему. Также практика показала, что для получения оптимального результата необходимо применять только свежий проявитель( на мой взгляд не старше двух суток). Время проявления должно быть достаточно большим- не менее 7-8 минут, но никак не 4-5 минут как советуют опытные теоретики астрофотографии. По мере увеличения длительности проявления быстро растет чувствительность и контраст ,но при увеличении времени проявления ТР 2415 до 15 минут уже начинает заметно возрастать вуаль и дальнейшее проявление бессмысленно.
Печать
Печатать свои негативы я решил самостоятельно. Для фотопечати я применяю отечественный увеличитель "Дон-103" с цветосмесительной головкой. Мне кажется, что в реальной работе этот агрегат не хуже чем широко разрекламированные немецкие и итальянские приборы стоимостью в $ 1000, тем более что кроме дешевизны у него есть еще одно неоспоримое преимущество- наличие конденсора. При этом возникает возможность использовать увеличитель для печати контрастных черно-белых работ. По результатам проб увеличителя объектив "Вега 11у" показал отличное качество по всему полю, поэтому я не беспокоился за резкость картинки.
Основная проблема при печати астрофотографий состоит в правильном подборе контраста, при этом по хорошему необходимо подбирать контраст каждого кадра индивидуально. Так как перебирать все существующие сорта бумаг нет ни времени ни желания ни денег, лучше применять печать через цветные фильтры. При введении в пучок осветителя желтого фильтра контраст уменьшается, а при печать через голубой фильтр возрастает. При подборе контраста очень удобно использовать цветосмесительную головку. Наш русский "Унибром-160" отлично реагирует на такой прием. Для проявки бумаги я пользуюсь тем же самым проявителем Чибисова, только в стандартной концентрации. При этом проблем не возникает, за исключением плохой сохраняемости проявителя и обязательного наличия песка в купленном пакете, но решение в этом случае довольно простое - либо фильтровать, либо давать проявителю отстояться и не перемешивать до дна.
Вот вкратце и все, что пришло на ум. Мне было бы очень интересно получить отклик на свою заметку и подискутировать на любые темы касающиеся астрофотографии и телескопостроения. Пишите - буду рад.
Чекалин Олег
Московский Астрономический Клуб
e-mail: cheka@osp.ru